В современное время наблюдается тенденция роста административной нагрузки на бизнес, участники внешнеэкономической деятельности – не исключение. Так относительно недавно счетная палата указала таможенным органам на слишком либеральное отношение к декларантам, относящимся к низкому уровню рисков (НУР), и предписала осуществлять более тщательный контроль за их деятельностью. С учетом массового ухода иностранных компаний из России наиболее остро встал вопрос о выводе ими денежных средств с российских счетов в пользу нерезидентов. Одним из способов вывода средств в пользу иностранной компании является уплата роялти за использование товарных знаков либо ноу-хау. С учетом сформировавшейся тенденции таможенные органы начали проявлять меры более агрессивного контроля к вопросу включения данных платежей в таможенную стоимость, а также чаще принимать решения не в пользу участников ВЭД. Ситуация усиливается тем, что суды, включая верховный суд, в настоящее время встают на сторону государственных органов. Учитывая актуальность данной темы, наши эксперты подготовили краткий срез по вопросу включения роялти в таможенную стоимость и обратили внимание на основные аспекты, принимаемые во внимание судами при разрешении подобных споров.
Итак, согласно ТК ЕАЭС лицензионные и иные платежи за использование товарного знака, ноу-хау подлежат включению в таможенную стоимость, если относятся к ввозимым товарам. К сожалению, национальное законодательство в этой области несовершенно и как таковые критерии относимости точно не определены, поэтому суды рассматривают комплексно лицензионный и внешнеторговый договор. Основные пункты, которые указывают на относимость ввозимых товаров к объекту обложения лицензионными платежами:
- наличие во внешнеторговом или лицензионном договоре положений, ограничивающих лицензиата в использовании определенного вида продукции;
- наличие в договорах положений о том, что уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров, а также положений, предписывающих расторжение внешнеторгового договора в случае неуплаты данных платежей.
При прочих равных само по себе отсутствие вышеуказанных пунктов не является стопроцентным доказательством того, что роялти не подлежат включению в ТС: суды призывают комплексно оценивать внешнеторговый договор, а также анализировать предмет соглашения – содержание переданной технологии - так, она не должна содержаться в ввозимых товарах, например описывать их конструкционные особенности, дизайн, иные технические решения, допускается лишь указание размерности при сборке готового продукта.
Лицензионные платежи между группой компаний – риски и перспективы
Учитывая общую консервативную политику государственных органов по отношению к данной проблематике, еще больший риск имеет лицензионная структура между группой компаний – взаимосвязанными лицами – в таком случае некоторые таможенные органы считают, что лицензионное соглашение между этими компаниями является лишь подменой понятий и по своей сути ничем не отличается от части дохода, которая прямо или косвенно причитается поставщику с реализации ввозимых товаров. Аргументация данной позиции – более простое упражнение для таможенных органов, так как позволяет им избежать процесса доказывания соблюдения основных условий включения роялти в таможенную стоимость – относимость к ввозимым товарам. Именно поэтому для таких компаний в настоящий момент наблюдается более рисковая ситуация. Есть ли перспективы доказать свою позицию в суде? – они есть, но многое зависит от региона оспаривания, так вышеописанная практика популярна в Северо-Западном округе, в других регионах пока не используют такой метод доказывания.
Таким образом, учитывая сложившуюся практику, необходимо крайне взвешенно подходить к вопросу о включении или невключении лицензионных платежей в таможенную стоимость, в частности компания должна заранее сформировать правовую позицию, чтобы быть готовой обосновать ее в случае дополнительных вопросов со стороны таможни.